Конспект урока

по истории Древнего мира

в 5-м классе

 

Тема:

«Древний Египет».

wpe18.jpg (6647 bytes)
 

 

 

 

 

 

 

 

 


учитель МОУ СОШ № 17

Литава П. С.

Тема урока: «Древний Египет».

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели и задачи урока:

Проверить знание учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.

Определить уровень знания учащихся:

-         процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;

-         достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;

-         основных природно-климатических условий.

Определить уровень понимания учащихся:

-         того, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций;

-         так же, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.

Определить уровень умения учащихся:

-         показать на карте географическое положение государства Египет.

Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, кроссворды, рисунки, картонные футбольные ворота, «мячи» с номерами вопросов.

Форма проведения: соревнование.

Структура урока:

I.    Организационный момент.

Постановка цели урока.

II. Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».

Футбольный матч.

1. тайм – викторина.

Тайм аут (чайнворд).

Физкультминутка.

2. тайм – термины.

III. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Во вступительном слове учитель объявляет тему урока, формулирует его цель и задачи. Далее организуется работа по повторению изученного материала. Учащимся сообщается, что урок пройдет в форме футбольного матча. Для этого класс уместно разделить на две группы. Каждая получает название – одна команда называться будет «фараоны», другая – «вельможи». Задача команд как можно больше «забить» голов в ворота соперника.

1. тайм. - Викторина

1.      Географическое положение Египта.

2.      Природа, животный и растительный мир Египта.

3.      Самые крупные завоевания совершил около _______г. до н. э. Фараон Тутмос. Это было ________ тысяч лет назад. (показать на линии времени).

4.      Единое государство в Египте образовалось примерно _______т. лет до н. э. Это было ______ тысяч лет назад.

5.      Древние греки называли Египет «даром Нила», а сами египтяне называли свою строну «черная земля». Подумайте и ответьте, чем можно объяснить эти названия.

6.      Расскажите миф об Осирисе и Исиде.

7.      На чём писали др. Египтяне и как его изготавливали?

8.      Как звали изображённых на рисунках богов? Чему они покровительствовали?

9.      Мумия

10. Какие науки изучались в др. Египте.

11.  Достижение цивилизации др. Египта.

12.  Напишите цифру 111.

13.  Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов, фараонов, вельмож?

14.  Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

15.  Наиболее почитаемые животные египтянами.

 

Тайм аут. Разгадайте чайнворд.

 

 

 

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фараонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Под-невольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Учёный, который изучает звёздное небо. 9. Столица Египта. 10. Место куда помещалась мумия. 11. Бог земли.

Физкультминутка.

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

 

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

 

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

 

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

 

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

 

 Кистями рук делаем “фонарики”

 

 

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

 

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

 

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

2. тайм. - Термины.

1.      Первая столица египетского государства. (Мемфис).

2.      Приспособление, позволяющее поливать засушливые земли в Египте (шадуф).

3.      Сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топоров и клинки. (бронза).

4.      Как египтяне называли своего бога Солнца? (Амон-Ра).

5.      Самая высокая пирамида в Др. Египте была воздвигнута в честь какого фараона? (Хеопс).

6.      Соседняя с Египтом территория, богатая залежами медной руды. (Синайский полуостров).

7.      Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы. (Тутмос III 1500 г. до н. э.).

8.      Какой бог вершит суд в царстве мертвых. (Осирис).

9.      Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подчитывающий доходы, идущие в казну? (писец).

10. Как называется статуя у которой голова человека, а тела льва? (сфинкс).

11.  Как называлась должность правителя Др. Египта. (фараон).

12.  Какая из окружающих Египет стран славилась своими золотыми рудами? (Ливия).

13.  Служба в каком роде войск египетской армии считалась наиболее почётной? (на боевых колесницах).

14.  Знатные люди, царские советники, военачальники, кто они? (вельможи).

15.  Короткие копья. (дротики).

16.  Жилища для богов. (храмы)

17.  Служители бога. (жрецы).

18.  Письменность др. египтян. (иероглифы).

19.  гроб (саркофаг).

20. Двухколёсная повозка у др. египтян. (колесница).

 

III. Подведение итогов.

Учитель: Подведём итоги нашей работы. Сегодня на уроке мы успешно провели игру - футбол, которая наверняка была вам полезна и интересна. Обе команды «фараоны», «вельможи» очень хорошо подготовились. Обе команды показали высокие знания по теме. Особенно хочется отметить работу капитанов команд это Бабенко Ани, Джасан Маши, а так же Сусликовой Ани, Григорьева Андрея, Кувики Ильи. Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий! Удачи вам! До свиданья.

Hosted by uCoz