Тема

 

«Различные виды

декоративно – прикладного искусства.

 

 История народной игрушки.

 

Практическая работа:

 

«Выполнение сувенира матрешка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Разработал учитель технологии

                                                      МОУСОШ №17

                                           Соловьева Ольга Алексеевна

 

 

 

 

Тема «Различные виды декоративно – прикладного искусства.

 История народной игрушки.

Практическая работа:

«Выполнение сувенира матрешка»

Цель урока:

1. Образовательная – познакомить с видами декоративно – прикладного искусства , с историей народной игрушки «Матрешки».

2. Развивающая – научить выполнять народную игрушку «матрешку»

3. Воспитательная – воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа.

Инструменты и приспособления:

Образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, ткани (ситец, сатин, шелк), штопка (для волос), бижутерия, бисер.

Наглядные пособия:

Образцы народных игрушек, репродукции с изображением народного костюма, сувенир матрешка из ткани, мультимедийный проектор,

видео магнитофон, телевизор, видео кассета с народными промыслами.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, история, литература, информатика.

Тип урока:

Комбинированный(2 x 40 )

Методы обучения:

Беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа, практическая работа.

Ход урока.

1. Организационный момент

Проверка присутствующих

Проверка готовности к уроку

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Различные виды декоративно – прикладного искусства. История народной игрушки.

Практическая работа: «Выполнение сувенира матрешка»

Цель нашего урока познакомиться с видами декоративно – прикладного искусства, традициями русского народа, с историей народной игрушки «матрешки», и выполнить сувенир.

 

3. Изучение нового материала.

Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах.

Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения. Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра, гжель, хохлома, дымковская игрушка и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр.К таким районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, в Северной России, на Урале, в Сибири, Центральной России и Северном Кавказе (и некоторые из них мы рассмотрим сегодня на уроке).

Сейчас мы с вами совершим познавательное путешествие в сказку «В некоторое царство в некоторое государство…» (просмотр видеозаписи).

Вопрос:

1. перечислите виды народного творчества с которыми вы познакомились в сказке.

В закрепление просмотренного фильма мы послушаем стихотворения и интересные сообщения которые нам подготовили девочки.

Горбатенко Н. Ененко П.  подготовили нам стихотворение и сообщение по одному из видов декоративно-прикладного творчества как «Палех» который вы сейчас видели.

“Палех”

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

Сообщение

Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконо­писи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В1923 году художественный промы­сел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат тра­диции древнерусской живописи, искусства иконо­писи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лако­вом фоне. Рисунок отличается выразительным силу­этом, четко и тонко прописанными деталями, при­меняется штриховка—« на сечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

Следующий вид декоративно прикладного творчества «Гжель» нам подготовила Олейникова Н. и Фрукалова А (Удовиченко Г)

«Гжель»

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Сообщение

Гжель — один из самых известных народных ху­дожественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосков­ных сел и деревень. Уже с XIV века в этой мест­ности процветал гончарный промысел. С сере­дины XVIII века гжельские мастера освоили про­изводство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фа­янсом и фарфором. С этого времени преобла­дает роспись синим кобальтом по белому. Раз­нообразные изделия с «фирменным» цветоч­ным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших на­родные традиции.

Сегодня гжельская керамика известна во всем    мире и  по-прежнему украшает нашу жизнь.,

Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.

Нам подготовила стихотворение “Жостовские кисти”   Никитась К. и Бондарева А.

Жостовские кисти”

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

Сообщение

Жостовский художественный промысел — это деко­ративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу XIX ве­ка, когда в деревне Жостово, Троицкой воло­сти (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпус­ку лакированных изделий из папье-маше с жи­вописными миниатюрами. Но вскоре жос­товские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была осно­вана артель, ныне Жостовская фабрика декора­тивной росписи. Жостовский промысел разви­вался под влиянием уральской декоративной рос­писи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Следующий вид декоративно прикладного творчества это хорошо вам извесная хохломская роспись. Подготовила нам Удовиченко Г. и Фрукалова В . (Горбатенко Н.)

“Хохломская роспись”

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.

Сообщение

Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмар­ки, где торговали деревянной расписной посу­дой, изготовленной в селах и деревнях Нижего­родского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изо­бражение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Сек­рет «золота» Хохломы — применение алюминие­вого (ранее серебряного или оловянного) по­крытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100—120°. Под действием температуры лак приобретает желто­ватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с. Се-мино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семенов), что в Нижегородской области.

Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек. Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

Мы познакомимся с двумя видами игрушек.

Первая это «Дымковская игрушка» . О ней нам расскажет Олейникова Н. Мадеева А

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

Сообщение

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров). ^«*>      Дымковская игрушка — это декоративная глиняная    скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись X производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные вр  персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько   условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовления народной игрушки , скульптуры. Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Мы с вами познакомились с «Дымковской игрушкой», а сейчас я вам загадаю загадку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука

В деревянные бока

А в нутрии  секреты есть:

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

(матрешка)

Конечно же матрешка, сейчас мы с вами познакомимся  с разными видами матрёшек узнаем откуда она появилась.

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. А мы отправимся с вами в путешествие к мастерам, вытачивающим игрушки, Всем нам знакомые матрешки.

Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Откуда же появилась эта дивная кукла?

Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка — Дарума, добрый лукавый старичок. Форма Дарумы походила на цилиндр с округленным верхом, в самой большой находилось 2—З вкладыша.

В 90-е годы ХIХ века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник С. Малютин. Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол вкладышей могло быть З, известна матрешка с 51 вкладышей. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.

В России существует несколько центров по изготовлению матрёшек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности. И в этом мы с вами сейчас убедимся поиграв в игру. Игра называется «Отгадай матрешку»

Игра

Класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями и особенностями той или иной матрёшки. Ребята должны наитии на доске матрешку которой соответствует описание Затем один из членов команды выходит к доске, находит свою матрёшку, над ней прикрепляет название центра, в котором изготовлена матрёшка, под ней – карточки с особенностями матрёшки. Затем рассказывают всему классу о данной матрёшке.Даны карточки:

Современная авторская

 

Сергиев- Посад

 

Полховский Майдан

 

Семёнов

 

пастушок со свирелью

 

бородатый старик

 

девушка в сарафане

 

На фартуке пейзаж,
сюжет народной сказки

 

собственный замысел

 

“под хохлому” “под гжель”

 

декоративный стиль

 

на фартуке пышный букет

детский рисунок

 

“травный орнамент”

 

яркие краски

 

цветок шиповника

 

Семёновская матрёшка

“травный орнамент”

 

 

 

 

 

Полховско-Майдановская матрёшка

 

цветок шиповника

 

яркие краски

 

детский рисунок

 

 

 

Современная авторская матрёшка

 

На фартуке пейзаж,
сюжет народной сказки

 

 

собственный замысел

 

“под хохлому” “под гжель”

 

 

 

Сергиево – Посадская матрёшка

бородатый старик

 

 

 

пастушок со свирелью

 

 

 

Игра

А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру со словами, которая называется

“ слова-матрёшки”.

Вам нужно найти в большом слове – маленькое.

Слова- матрёшки

Ласточка
Гвоздь
Маяк
Штопор
Барсук
Патрон

4. Практическая работа:

«Выполнение сувенира матрешка»

Сегодня на уроке мы закончим выполнять свою авторскую матрёшку.

Но с начала мы с вами повторим Т. Б. при работе с инструментами:

ножницами, иглами, утюгом, клеем, и т. д.

1.Инструктаж по  Т. Б. при работе с ножницами, иглами, утюгом, клеем, и т. д.

2. Текущий инструктаж. Оформление игрушки по инструкционной карте.

3. Обход рабочих мест учащихся с целью оказания помощи учащимся.

Инструкционная карта.

Оформление игрушки.

 

Оформлению моделей придается боль­шое значение, от этого зависит общий вид изделия, характер об­раза, привлекательность игрушки. Особое внимание следует об­ратить на оформление головы. Для того чтобы кукла-матрешка выглядела опрятнее, паричок на затылке, головы лучше скрыть под кокошником и платком, тем более что это характерно для народного женского костюма.

 

Паричок лучше всего сделать из цветной штопки, мягкие нит­ки которой хорошо укладываются по форме. Штопку надо смо­тать в небольшой моток, разрезать концы и закрепить середину мотка на средней линии головы немного выше лицевой части. Нитки, как пряди волос, расположить симметрично от средней линии и закрепить с обеих сторон головы, а концы собрать на затылке и пришить.

 

Края кокошника соединить и сшить, затем прикрепить к го­ловке потайными стежками.

 

К верхнему переднему краю кокошника пришить косынку, совмещая середины деталей. Концы косынки закрепить в ниж­ней части лица. К затылочной части прикрепить задний угол платка, чтобы он не поднимался.

 

5. Итог урока.

Цель нашего урока была познакомиться с видами декоративно – прикладного искусства, традициями русского народа, с историей народной игрушки «матрешки», и выполнить сувенир. Все эти цели мы с вами успешно достигли вы очень хорошо поработали, И ставлю за урок оценки «отлично».

6 Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz