ИЗ ОПЫТА

РАБОТЫ

 

Развитие познавательной

активность

на уроках истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План

I    Введение.

II   Формирование познавательных интересов в обучении.

Опорные схемы.

Проблемное обучение.

Занимательный материал.

Использование информационных технологий.

Региональный компонент.

 

III  Развитие познавательных способностей.

Задания, направленные  на развитие внимания.

Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

Задания, направленные на развитие логического мышления.

Задания, направленные на развитие памяти.

IV Заключение.


I     Введение.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

 

II Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала является важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Опорные схемы.

Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы. У опорной схемы есть свои «плюсы»: быстрота записей, игровые элементы, наглядность и компактность «образа» лекционной темы урока и др.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Например, в начале лекции или урока изучения нового материала по теме «Реформа об отмене крепостного права в России» ученикам предлагается задание, размышлять над которым им предстоит, знакомясь с новым историческим фактом.

Какая из приведенных ниже оценок характера и результатов реформы 1861 г. кажется вам наиболее точной и справедливой?

а)    Реформа 1861 г. была вынужденной уступкой крепостников и со­хранила привилегии последних.

б)    Реформа была компромиссом между крепостниками и либерала­ми, единственно возможным в конкретных исторических условиях.

в)    Реформа не дала бывшим крепостным реальной политической и экономической свободы и не улучшила положения крестьян.

г)    Реформа   была  хитрой  уловкой  самодержавия  и крепостников.

д)    Реформа принесла крестьянству новые тяготы, так как проблемы страны решались без учета интересов вчерашних крепостных.

е)    Реформа окончательно решила аграрный вопрос.

Если вас не удовлетворяет ни одна из предложенных оценок, постарайтесь сформулировать и обосновать собственную.

Учитель организует обсуждение предложенных версий в конце занятия, цель которого не поиск единственно правильного вывода, а высказывания, самоопределения как можно большего количества учеников.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы наиболее полно раскрывается при выполнении исследовательской или творческой работы (рефераты, сочинения, эссе, составление самим учеником кроссвордов, тестов).

Занимательный материал.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: Викторины, КРЕСТИКИ–НОЛИКИ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ, ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН, третий лишний и др.

Использование информационных технологий.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

На уроках истории с помощью компьютера использую такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов, выполнение творческих заданий, тестирования.

Использование компьютеров в повседневной учебной деятельности, превращение их в естественный и привычный рабочий инструмент способствует социализации учащихся и облегчает их дальнейшую профессиональную подготовку.

Региональный компонент.

Региональный компонент наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения краеведческого материала.

Принцип нашей краеведческой работы – обучение путем открытий – это актуальная проблема нашего времени. Эту проблему на своих занятиях мы решаем двумя путями: 1) исследовательская активность учащихся и 2) самостоятельное приобретение знаний.

В своей исследовательской работе учащиеся используют самые разнообразные источники, а именно: документальные материалы, краеведческую литературу, периодическую печать, воспоминания участников, очевидцев исторических событий, ветеранов Великой Отечественной войны, рассказы современников, встречи с народными умельцами, интервью, видеоматериалы, фотографии и другие.

Самостоятельное приобретение знаний учащимися по истории своей малой родины осуществляется при выполнений различных заданий. Задания рассчитаны на учеников с различными познавательными способностями. К наиболее сложным относятся проблемные задания, которые предлагаются учащимся, проявившим интерес к изучению истории края, села. К среднему уровню сложности относятся задания на преобразование историко – краеведческой информации, на выбор правильного ответа из нескольких приведенных вариантов. Эти задания могут быть использованы в процессе организации коллективной или группой работы учащихся в классе, направленной на углубление, повторение или обобщение знаний по истории края, села.

III   Развитие познавательных способностей.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Задания, направленные  на развитие внимания.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Текст с ошибками.

Исправьте не менее шести ошибок (некоторые из них встречаются несколько раз) в тексте.

С 1180 по 1185 г. Хан Батый ежегодно нападал на Русь. Князь Ярослав Мудрый уклонялся от общерусских походов на печенегов, В 1185 г. муромский князь Святослав решил совершить большой поход в степь и обратился ко всем рус­ским князьям. Ярослав Мудрый вновь уклонился от общего похода и совершил свой отдельный поход. Кочевники были разбиты. Батый был пленен, но затем бежал из плена.

Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном  действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого  человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1.                 Иллюстрации параграфа, рисунки на сюжеты учебного текста.

2.                Словесные портреты исторических деятелей.

3.                Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.

Задания, направленные на развитие логического мышления.

Интеллект человека - в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

1.   Задания, где необходимо вычеркнуть или подчеркнуть слова или даты, например:

Вычеркните из списка литературные произведения, выпадающие из логического ряда.

«Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели земли Русской», «Моление Даниила Заточника», «Борис Годунов», «Слово о полку Иго реве», «Война и мир», «Поучение детям».

Оставшиеся произведения пронумеруйте в порядке их появления. Надпишите над произведениями имена их авто­ров (если они известны).

2.  Задания на исключение лишнего, например:

Какой из городов «случаен» в этом списке: Любек, Новгород, Лондон, Венеция, Брюгге? (Венеция, так как все остальные — участники Ганзы.)

3.  Задания на определение последовательности, например:

1.   Принцип образования ряда: 1240, 1242, 1410 ... (Сражения рус­ских войск с крестоносцами.)

2.Продолжение ряда в заданной закономерности.

а)   Рюриковичи: Василий II, Иван III ... (Критерий ряда указан.)

б)   Петр I, Екатерина I, Петр II ... (Критерий не указан, в этом слу­чае школьники должны определить его самостоятельно и объяснить ло­гику рассуждений.)

4.     Задания с несколькими вариантами ответа, например:

Тест на умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов:

Герасим Курин, Никита Минченков, Денис Да­выдов что объединяет эти имена?

а)      Все сражались в партизанских отрядах во времена Отечественной войны 1812 г.;

б)      все они были поэтами;

в)      все они были гусарскими офицерами, героя­ми  1812 г.

Тест на умение определять последовательность событий, вести счет лет:

Какое событие (и на сколько лет) произошло раньше другого: избрание Цицерона консулом (63 г. до н. э.) или провозглашение Траяна импера­тором (98 г. н. э.)? Траян стал императором рань­ше, чем Цицерон консулом:

а) на 161 год; 6) на 35 лет; в) Траян стал импе­ратором раньше, чем Цицерон консулом;

5.    Кроссворды, ребусы, шифрограммы.

6.    Задания на составление календаря событий - хронологических событий, о которых рассказывается в учебнике.

7.    Задания на составление сравнительно-обобщающих, конкретизирующих таблиц, логических схем.

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Учащимся приходится запоминать термины, понятия, даты, хронологию событий, фамилии исторических личностей. Приучая детей к запоминанию логически связанных явлений, мы способствуем развитию их мышления.

1.     Задания по соотнесению дат, событий, деятелей, например:

Соотнесите правильно даты и события.

1552                               Взятие Казани

1556                                           Начало Ливонской войны

1558                        Начало похода Ермака в Сибирь

1563                     Присоединение Астрахани

1581                     Завершение Ливонской войны

1583                     Взятие Полоцка

2.   Задания, где пропущены в тексте слова, даты, например:

Впишите пропущенные в тексте даты и фамилии.

Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастаю­щим ожесточением. __________ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.

___________ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был на­значен генерал _______________, и на часть 64-й армии, ко­торой командовал генерал  ____________.

Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое зда­ние. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом _____________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.

3.  Толковый словарь темы.

Выпишите новые слова и выражения с определениями или сформулируйте их самостоятельно: «монархия на вулкане» — …, либеральные реформы — ..., прогрессивная оппозиция — …, «банкетная компания» — …, Июльская монархия — …, буржуазно-демократическая революция — ..., Люксембургская комиссия — ... .

4.  Задания с несколькими вариантами ответа, например:

Тест на знание дат и событий.

1. Когда  Финляндия вошла в состав Российской империи?

а) В  1812 г.; б) в  181Г> г.; в) в 1809 г.

2. Где в 1849 г. русская армия участвовала в по­давлении революционных выступлений?

а)  В   Пруссии;   б)  во   Франции;  в)  в   Венгрии.

Тест на знание места действия.

На территории какой современной страны про­изошла «битва народов» в 1813 г.?

а) Германии; б) Австрии; в) Польши.

Тест на знание главных и неглавных исторических фактов.

1. Кто был командующим кавалерией в наполео­новской армии во время войны 1812 года?

а) М. Ней; б) Н. Богарне; в) И. Мюрат.

2. Сколько человек погибло, по данным Министер­ства юстиции, в результате подавления восстания декабристов на Сенатской площади?

а) 80; б) 200; в) 360; г) 1271.

Тест на проверку теоретических знаний

- понятия и их признаки:

Что такое военные поселяния?

а)    Особый вид войск;

б)   особый вид общины;

в)   временное поселение военных;

            - существенные черты, признаки явлений и процессов:

Что было характерно для российской экономи­ки начала XX в.?

а)   Активный торговый баланс;

б)   пассивный торговый баланс;

в)   вывоз товаров был равен их ввозу;

- причины и предпосылки исторических событий:

Каковы были причины, побудившие Александ­ра I отправить М. М. Сперанского в ссылку?

а)  Необходимость поддержания царской власти дворянством;

б)  личная неприязнь царя к М. М. Сперанскому;

в)   провал реформ М, М. Сперанского;

- последствия исторических событий и явлений:

Согласно проекту первой русской конституции, подготовленной Н. Н. Новосильцевым в 1820 г., Россия превращалась:

а)  в парламентскую республику;

б)  в неограниченную монархию;

в)  в конституционную монархию.

- устоявшиеся оценки исторических фактов:

Какие вопросы во внутренней политике Александра I имели приоритетное значение?

а)  Военный, финансовый, правовой;

б)  экономический и социальный;

в)  крестьянский, административный, просвети­тельский.

IV Заключение.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Регулярное использование на уроках истории системы специальных заданий, направленных на развитие познавательных умений и интереса к предмету, пробуждает интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов; обеспечивает учащихся историческими знаниями об опыте человечества; формирует творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру; готовит школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; позволяет детям более уверенно ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

Hosted by uCoz