Конспект урока

по обществознанию

в 11-м классе

 

Тема:

«Международное гуманитарное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


учитель МОУ СОШ № 17

Литава П. С.

 

 


Тема: «Международное гуманитарное право»

Цели: способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству, продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы.

Основные понятия: международное гуманитарное право, гражданские и военные лица, военнопленные.

Оборудование: политическая карта мира, раздаточный материал.

 

План урока

1.     Проблема уменьшения бедствий, причиняемых войной.

2.     Сущность, источники и нормы международного гуманитарного права.

3.     Дети и война.

4.     Значение международного гуманитарного права.

 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Учащиеся разбиваются на группы по 6 человек.

II. Разбор первого пункта плана путем эвристической беседы

1. Учащиеся отвечают на вопросы, какие войны вы изучали наиболее обстоятельно? Какова была судьба раненых в этих войнах? Как поступали с военнопленными? Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?

Слово учителя: «Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права».

Учащимся предлагается выбрать из полосок цветной бумаги тот цвет, который отражает суть войны. Крепят полоски на доске и словами передают ощущения, почему именно этот цвет, по их мнению, отражает суть войны.

Слово учителя: За последние 3400 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны в которых погибло около 5.000.000.000 человек. (Цифра записывается на доске). В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.

Запись в тетради.

Военные лица - — лица, входящие в состав вооруженных сил.

Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил.

Учитель вывешивает график, на котором видно соотношение убитых в двух мировых войнах и комментирует его.

Вывод по первому вопросу: Во все времена вооруженные конфликты приносили людям глубокие страдания, тяжелые материальные и человеческие потери. Осознавая это, человечество стремится найти способ смягчить бедствия вызванные войной.

 

III. Сущность, источники и нормы международного частного права.

Учащимся приводятся два высказывания:

«Война – зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления». Плутарх, древнегреческий историк

«Когда гремит оружие, законы молчат» Цицерон, древнеримский мыслитель.

Учащиеся сравнивают оба высказывания и делают выводы, соотнося такие понятия как «война» и «право».

Слово учителя: Управление вооруженной ситуацией выгодно для обеих конфликтующих сторон. У каждой стороны могут быть раненые, пленные. Что разумнее в этом случае надеяться на случайное милосердие противника или быть уверенным, что им окажется помощь обязательная по закону? Очевидно второе.

Запись в тетради. Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Слово учителя: Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

Запись в тетради.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Слово учителя: Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права?

(По ходу повествования учащиеся заполняют таблицу).

Основные источники современного гуманитарного права

Основные положения

1949 г. — Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

 

1972 г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Открыта к подписанию в Лондоне, Москве и Вашингтоне 10 апреля 1972 г.

 

1977 г. — Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,

Касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации

(извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Групповая работа учащихся. Каждая группа получает задание сформулировать правовые положения, защищающих жертв войны:

1-я – защита раненых и больных;

2-я – потерпевших крушение;

3-я – защита военнопленных;

4-я – защита гражданского населения.

Результаты обобщаются и сравниваются с конвенциями приятными в Женеве в 1949 и 1977 годах, а также со схемой на доске.


 

Схема 1. Сущность международного гуманитарного права.

 

 

 

 

 

 

 


Выводы по второму вопросу учащиеся записывают схематически

 

 

 

 

 

 

 


IV. Дети и война.

Вопрос учителя: «Что вам известно о проблемах детей в условиях вооруженного конфликта»?

Обсуждаются ответы учащихся и приводятся основные положения Международного гуманитарного права касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, как то - защиту двух видов: общую и особую.

Слово учителя: Общая – как часть гражданского населения они имеют право на уважительное отношение к себе во время вооруженного конфликта.

Особая – так как в силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

·        во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

·        если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачислятся в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

·        дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

·        дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

Вопрос учителя: «Необходима ли особая защита детей в вооруженном конфликте? Ответ обоснуйте».

Выводы по третьему вопросу: МГП обеспечивает защиту детей как части гражданского населения, однако как наиболее уязвимой части населения им предоставляются особые права.

 

V. Значение международного гуманитарного права.

Учащиеся анализируют связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Подчеркивается, что и первая и вторая группы документов строятся на гуманистических началах.

Группы делятся на «оптимистов» и «скептиков» и получают задание: «оптимисты» - привести аргументы, подтверждающие необходимость норм МГП, «скептики» - приводят аргументы, подтверждающие. что во время войны МГП практически не соблюдается.

После обсуждения и анализа аргументов обеих сторон, учитель говорит о международных военных трибуналах, которые судят военных преступников.

Слово учителя: Первый такой трибунал состоялся в 1949 году над нацистскими преступниками в Нюрнберге. По решению ООН в 90-х годах работали международные военные трибуналы по разбору преступлений в Руанде и Югославии.

Выводы по четвертому вопросу: Да, положения международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, однако в МГП предусмотрена личная уголовная ответственность за нарушения МГП и если участники вооруженного конфликта осознают, что за совершаемые преступления они понесут наказание, то это заставляет их задуматься.

 

VI. Обобщающие выводы.

Учитель задает классу вопросы:

1.     Имеет ли смысл пытаться установить правила ведения войны?

2.     Каковы причины побуждающие воюющие стороны соблюдать положения международного частного права?

3.     Почему международное гуманитарное право содержит положения по необходимости изучать это право не только военным, но и гражданским лицам?

4.     Каково ваше отношение к существованию в жизни правил? Всегда ли вы их соблюдаете?

 

 

VII. Домашнее задание.

1.     Познакомиться с текстом §43.

2.     Поразмышлять над заданиями к параграфу на странице 205.

 

 

VIII. Рефлексия.

Учащиеся продолжают следующие предложения:

Я узнал на уроке _____________________________________________.

Меня удивило, что ___________________________________________.

Мне кажется _________________________________________________.

Hosted by uCoz