МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

 

Экскурсия по Эрмитажу"Великие собрания живописи"Виртуальная экскурсияВнеклассное мероприятие, посвящённое году российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и году итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели:

учитель истории Литава П. С.

Зав. сельской библиотекой

Криворотова Л. А. и

библиотекарь Бабенко Е. А.

 

2012 год

с. Отрадо-Ольгинское


Великие собрания живописи.

Экскурсия по Эрмитажу.

1 слайд

В кабинете оформлена книжная выставка «Великие собрания живописи». В мероприятии использованы слайды.

            Ведущая 1: Ребята, 2011 год – Год российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и Год итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации. Поэтому сегодня речь пойдёт о лучшем музее Петербурга: о Государственном Эрмитаже. Мы предлагаем вам виртуальную экскурсию «Великие собрания живописи» по Эрмитажу.

2 слайд

            Ведущая 2: В центре Петербурга, на берегу Невы, выделяются пять зданий, занятых крупнейшим музеем России – Эрмитажем. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, здание Эрмитажного театра и Новый Эрмитаж.

3 слайд

            Начало художественному собранию Эрмитажа было положено в 1764 году, когда в Россию из Германии была доставлена коллекция из 225 картин, приобретённых по распоряжению Екатерины II в Берлине. Большинство картин принадлежало кисти голландских и фламандских живописцев.

4 слайд

            Ведущая 1: Росту галереи способствовали французские «друзья» Екатерины II: Д. Дидро и Ф. М. Гримм, а также русские дипломаты, особенно посол во Франции князь Д. А. Галицын. За одно десятилетие небольшая галерея картин выросла в значительное первоклассное собрание живописи. Эрмитаж Екатерины II поражал многочисленных его посетителей роскошью и богатством. По отзывам современников, он был одним из крупнейших дворцовых музеев того времени, содержащим не только живописные произведения прославленных мастеров, но и коллекции рисунков, скульптуры, резных камней, античных древностей.

            До середины XIX века Эрмитаж оставался чем-то вроде неофициального дворцового музея. Открытие публичного музея состоялось в 1852 году. По установленному тогда правилу, чтобы посетить музей, необходимо было получить разрешение императорского двора, которое выдавалось избранному кругу людей (не более 500 в год). Только в 1866 году публике был открыт свободный доступ в Эрмитаж.

5-10 слайд

             Ведущая 2: На экране во всём своём великолепии Зимний дворец. Его залы с богатой отделкой и изысканным убранством сами по себе являются  шедеврами. Зимний дворец был построен в XVIII веке по проекту архитектора  В. В. Растрелли как парадная царская резиденция. Этот архитектурный ансамбль выполнен в стиле барокко. Он прекрасно раскрывает особенности и приёмы этого стиля.

11 слайд

            Старейшим отделом музея является отдел западноевропейского искусства. Он занимает 125 залов. Наиболее значительным является собрание памятников искусства Италии, включающее произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Микеланджело. Живопись эпохи Возрождения всегда привлекает почитателей искусства.

12 слайд

Ведущая 1: Коллекция итальянских картин складывалась и росла постепенно. Важной вехой в истории собрания стала покупка для Эрмитажа знаменитой парижской коллекции Пьера Кроза, проданной его наследниками в 1772 году. Такие картины, как «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Оплакивание Христа» П. Веронезе, создали прекрасную основу не только ренессансной, но и всей  итальянской коллекции Эрмитажа.

13 слайд

            Ведущая 2: Много настойчивости и энергии в пополнении собрания проявил первый директор Императорского Эрмитажа С. А. Гедеонов, человек широко образованный, прекрасный знаток искусства. Именно С. А. Гедеонов настоял на том, чтобы поехать в Милан для решения дела о покупке картинной галереи герцога  Литта. 14 слайд В результате в 1865 году были приобретены «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») Леонардо да Винчи, «Аполлон и Марсий» А. Корреджо и «Мадонна с младенцем» Сассоферрато. Весной 1871 года из Флоренции была доставлена  «Мадонна с книгой» («Мадонна Конестабиле») Рафаэля. Картина была жемчужиной коллекции графов Конестабиле в Перудже.

15 слайд

            Самым важным приобретением начала XX века была картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), она была куплена музеем в 1914 году у известного петербургского архитектора Л. Н. Бенуа.

16 слайд

            Ведущая 1: Коллекции Эрмитажа продолжают пополняться. В 1972 году музею был подарен знаменитый «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско Гойи.

2011 год – Год Российской Федерации в Королевстве Испания и Год Королевства Испания в Российской Федерации.

17 слайд

Поэтому сегодня мы будем говорить о творчестве испанского художника Франсиско Гойи.

Полное имя художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Родился он 30 марта 1746 года в небольшом испанском селении Фуэнтетодос в провинции Арагон, где и сегодня проживает всего 200 человек. В полном имени художника заключено два имени. Гойя – по линии отца, который был позолотчиком алтарей, Лусьентес – по линии матери, она была из обедневшего дворянского рода. Во времена Ф. Гойи придавали огромное значение титулам. Дворянин мог носить рваный плащ, быть почти нищим, как Дон Кихот, но считаться человеком благородным. К такому сословию и принадлежала семья Гойи. 

Ведущая 2: Свой творческий путь Франсиско Гойя начинает с карьеры художника по гобеленам. В течение 15 лет он работал на Королевской мануфактуре по производству гобеленов в Мадриде. Гобелен – это вытканный вручную ковёр-картина. Рисунок, нанесённый на ткань, сначала выполняется художником на картоне. Сюжеты для гобеленов были самыми разнообразными: мифологические, религиозные. У Франсиско Гойи в основном отразилась на гобеленах национальная тематика: сцены из испанской жизни – сбор фруктов, запуск воздушного змея, игра в карты.

18 слайд

Ведущая 1: На картине «Зонтики» изображена жанровая сцена. Прекрасная улыбающаяся девушка сидит на земле, в одной руке она держит веер, другой придерживает щенка. Рядом с ней стоит привлекательная, пышущая здоровьем маха, восхищённая красотой девушки, и держит над ней зонтик. Какое чувство вызывает у вас? Можно ли придумать для неё сюжет?

(Ребята отвечают).

Картина открывает возможность радоваться тому, что всегда прекрасно – молодости, юности, ощущению полноты жизни. Можно ли определить, из каких слоёв общества изображённые девушки?

(Ребята отвечают).

Это махи. Во времена Ф. Гойи махами называли всех кокетливо одетых девушек из низших слоёв общества. Маха – девушка, махо – парень, мужчина. Отношения между махо и махой были, по ритуалу, бурными. Считалось, что она хочет женить его, а он – удержать её, не поддаваясь, при этом, ни на какие уговоры. Их встречи всегда сопровождались шумными ссорами, рассчитанными на публику, нередко пускались в ход ножи.

Образ махи – испанской девушки, или махо – щёголя, бандита из испанских трущоб, не гнушавшегося контрабандой, - был своего рода идеалом для высшего общества. Идеально то, что естественно, натурально, а высший свет насквозь был пропитан маскарадом, ложью. Радоваться умеют только простые люди, а высший свет только лукавит.

19 слайд

картина «Махи на балконе»

Это очень живая картина. Зритель становится участником событий. Брошенный взгляд упирается в мрачные фигуры в глубине помещения. Как будто сейчас может произойти сцена ревности. И девушкам придётся расплачиваться за невинный флирт.

 

    

20 слайд

На картине «Игра в пелеле» четыре весело улыбающиеся девушки подбрасывают вверх тряпичную куклу, по размерам напоминающую человека. Как вы думаете, что хотел сказать этим художник? Какова тема картины?

(Ребята отвечают).

Это тема забавы, игры. Женщины забавляются мужчинами, как куклами.

Ведущая 2: Гобелены по рисункам Ф. Гойи сделали его известным в придворных кругах и заложили фундамент его состояния. В 1780 году художник был принят при дворе, написал портрет короля Карла III и стал членом Королевской академии, а в 1786 году он был назначен придворным живописцем. 21 слайд Сравните две картины: «Портрет Себастьяна Мартинеса» и групповой портрет «Семейство Карла IV».

22 слайд

«Портрет Себастьяна Мартинеса» был написан в 1792 году. Себастьян Мартинес – врач, который выходил больного Ф. Гойю.  Художник написал  друга сидящим в кресле с гравюрой в руках. На ней надпись – «Себастьяну Мартинесу его друг Гойя. 1792 год».

О болезни Франсиско Гойи, которая в 46 лет сделала его на всю жизнь глухим и полубезумным, высказывались самые разнообразные предположения. Последняя версия учёных заключается в том, что во времена Ф. Гойи художники сами изготовляли краски. А в белилах содержится очень вредное вещество – свинец. И от постоянной работы с этим веществом могло развиться заболевание, поражающее нервную систему.

23 слайд

 «Семейство Карла IV» - это групповой портрет королевских особ. Можно ли определить, какой персонаж главный на картине?

(Ребята отвечают).

Королева – мать Мария Луиза в центре, с крючковатым хищным носом, а король стоит в стороне. В такой расстановке лиц отразилась ситуация, что сложилась при дворе. В годы правления Карла IV внутреннее напряжение в стране росло и, в конечном счёте, привело к острейшему кризису. Карл IV был слабым правителем. Им помыкала жена, Мария Луиза и её фаворит, Мануэль Годой, ставший в 1792 году главой испанского правительства. Он развалил страну, в народе его ненавидели.

На картине много украшений, регалий, однако лица свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Французский писатель Теофиль Готье очень точно подметил, что фигуры напоминают ему «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею». Глядя на эти два портрета, можно ли определить отношение художника к тому, кого он изображает?

(Ребята отвечают).

Отношение художника в первую очередь можно определить по детали – глазам персонажа. Врач изображён с книгой, что само по себе одухотворяет образ; его взгляд говорит об уме и проницательности. Посмотрите на глаза королевских особ. Эти глаза «молчат», в них пустота. Никто не смотрит друг на друга, взоры не пересекаются, не встречаются с взглядом зрителя. Создаётся впечатление, что между зрителем и каждым из персонажей находится зеркало.

Правдивые детали на портрете – толстый, двойной подбородок короля, его утолщённые пальцы, пустые, невидящие глаза других особ. Здесь Ф. Гойя выступает как художник-реалист: в картине нет ни просветительских идеалов, ни романтических  деталей. Интерес к натуре такой, какая она есть.

А сейчас мы обратимся к самой загадочной стороне творчества художника – серии офортов «Капричос», что означает «Капризы». Что такое офорт?

(Ребята отвечают).

24 слайд

Офорт – вид гравюры, при котором рисунок вытравливается на меди азотной кислотой. До сих пор является загадкой, что за создания на офортах – свидетельство больного воображения художника или едкая сатира на современное общество? Что изображено на офортах?

(Ребята отвечают).

«Сон разума рождает чудовищ» - самая невинная из гравюр, на ней художник изобразил сам себя заснувшим, и в этом состоянии его окружили зловещие призраки, летучие мыши, звери. Автором дано пояснение к картине: «воображение покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с разумом  оно – мать искусств и источник творимых им чудес». Художник спит,  а его в это время окружают чудовища. Что это означает?

(Ребята отвечают).

25 слайд

Когда разум человека бездействует, в жизни господствует иррациональное начало. Только пробуждение разума заставит исчезнуть этих чудовищ. Так в руках Ф. Гойи искусство становится орудием  в утверждении идей Просвещения. И, кажется, дальше на 80 листах представлен мир в его распаде, каким рисует это воображение живописца, покинутое разумом. С чем же борется разум художника?

 (Ребята отвечают).

Разум борется с пороками, скрывающимися за масками людей, - распутством, лицемерием, гордыней. Если эти пороки будут побеждены, общество изменится к лучшему.

ЧТЕЦ: Мне снился мучительный Гойя,

                        Художник чудовищных грёз, -

                        Больная насмешка над жизнью, -

                        Над царством могилы вопрос.

 

                        Мне снились волхвы откровений,

                        Любимцы грядущих времён,

                        Воззванья, влекущих на битву,

                        властительно- ярких знамён.

 

                        Намёки на сверхчеловека, обломки

                        Нездешних миров,

                        Аккорды бездонных значеньем,

ещё не разгаданных снов.              

(К. Бальмонт. Аккорды).

Ведущий 1: На русского поэта Серебряного века Константина Бальмонта эта серия офортов произвела большое впечатление. В стихотворении «Аккорды» также возникает тема сна, лирический герой видит во сне страшный чудовищный мир. Почему «насмешку над жизнью» поэт назвал «больной»? Что означают слова «над царством могилы вопрос»? Можно ли в этой характеристике серии офортов усмотреть собственное отношение лирического героя к действительному бытию?

            (Ребята отвечают).

            «Старшие символисты», к которым относился и К. Бальмонт, как и Ф. Гойя, резко отрицали окружающую действительность – только в отличие от испанского живописца, человека эпохи Просвещения, они видели спасение не в разуме, а в мире мечты и творчества. Вот как это противопоставление окружающей реальности и внутреннего мира поэта обыгрывается в одном из стихотворений…

            ЧТЕЦ: Я ненавижу человечество,

                        Я от него бегу спеша.

                        Моё единое отечество –

                        Моя пустынная душа.

                                   К. Бальмонт. «Я ненавижу человечество…»

            Ведущая 2: Отдельную страницу в творчестве Ф. Гойи составляет война.

            26 слайд

 «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

В основе сюжета картины – Наполеоновские войны в Испании в 1808 – 1814 годах. Война началась из-за борьбы за власть. Король Карл IV, Мария Луиза и их старший сын Фердинанд никак не могли решить, кто должен управлять страной. И в это время Наполеон захотел посадить на трон Испании своего брата. В 1808 году началось восстание против правящей клики. Карл IV отрёкся от престола в пользу своего сына, Фердинанда VII. Спустя несколько недель его обманом заманили во Францию, и он стал пленником Бонапарта. В Испанию вторглись французы. Наполеон мотивировал вторжение необходимостью противостоять революции. Часть испанцев видела в интервентах освободителей от королевской тирании, часть – оказала им яростное сопротивление. В мае 1808 года французы с невиданной жестокостью подавили патриотическое выступление в Мадриде. В июне 1808 года Наполеон посадил своего брата на королевский трон. Его правление продолжалось до 1813 года, когда французские войска были разбиты объединёнными силами британцев, португальцев и испанцев под командованием герцога А. Велингтона.

            Посмотрите внимательно на полотно. Что в картине не реалистично?

            (Ребята отвечают).

            Верно, ружья находятся очень близко от жертв. С какой целью это делает художник? Почему не показаны лица палачей?

            (Ребята отвечают).

            На картине важно не то, кто убивает. Важно состояние человека перед смертью. Что прочитывается в лицах испанских патриотов?

            (Ребята отвечают).

            В центре картины жёлтый кубический фонарь. Он освещает трагедию, которая повторяется из века в век, кровавую драму, а фоном ей служит, город, чьи жители преспокойно спят в своих постелях.

            Антивоенную тему Ф. Гойи дополняет серия офортов «Дезастрес де ла герра», что переводится как «Бедствия войны».

27 слайд картина «Какое мужество»).

            На гравюре представлен акт героизма. Молодая женщина из Арагона обстреливает врага из пушки, поскольку все мужчины убиты. Найдите романтическую деталь на картине.

            (Ребята отвечают).

            Действительно, романтическая деталь – изящная девушка в белой тунике и нарядных туфлях. Романтизм на гравюре граничит с натурализмом. Насилие, муки, изувеченные трупы – всё Ф. Гойя изображает с предельной конкретикой. Здесь не надо прибегать к фантазии. Художник жестокими изображает не только французских солдат, но и испанских партизан. До Ф. Гойи живописцы прославляли войну. Победу изображали в виде величественной богини, раздающей почести и знаки воинской доблести.

28 слайд

            Ведущая 1: Благодаря российскому поэту Андрею Вознесенскому имя Ф. Гойи стало нарицательным, обозначающим художника, не только правдиво изобразившего войну, но и вобравшего в своё сердце всю боль войны, все страдания людские.

            ЧТЕЦ: Я – Гойя!

                        Глазницы воронок мне выклевал

                                                                       ворог,

                        слетая на поле нагое.

                                                                       Я – горе.

 

                        Я – голос

                        Войны, городов головни

                        На снегу сорок первого года.

                        Я – голод.

 

                        Я – горло

                        Повешенной бабы, чьё тело, как

Колокол,

                        било над площадью головой…

                        Я – Гойя!

 

                        О грозди

                        Возмездия! Взвил залпом на Запад –

                        я пепел незваного гостя!

                        И в мемориальное небо вбил

                                               крепкие звёзды –

                        как гвозди.

                        Я – Гойя.                               (А. Вознесенский.  Гойя.)

            В этом стихотворении А. Вознесенского заключена гражданская позиция. «Я – Гойя!» буквально означает «Я против войны». С помощью каких художественных средств утверждается гражданская позиция поэта?

            (Ребята отвечают).

            Автор использует риторические фигуры: анафору, звуковые повторы, восклицания. Повторяющаяся гласная «о» в цепочке «Гойя – горе – голод – горло – грозди», является отголоском стона лирического героя, его внутренней боли о безумстве человеческом.

29 слайд

            Период от Просвещения к романтизму представлен одним именем Ф. Гойи, как будто он был единственным живописцем Испании, чьё творчество охватывает этот период. Почему?

            (Ребята отвечают).

            Для испанцев имя Франсиско Гойи значит то же, что для России имя А. С. Пушкина. Он занимает обособленное положение. Он – гений, загадка, тайна. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет отмечает…

            ЧТЕЦ: «Мы не знаем, как оценивать увиденное, хорошо ли это или плохо, значит ли оно одно или же совсем другое, делает автор то, что он хочет делать, или то, что у него выходит само собой».

            Ведущая 2: Свойство гениальной личности – это дар предвидения. Способность видеть больше других людей. Ф. Гойя предвосхитил в своём творчестве импрессионизм, сюрреализм, течения, возникшие уже после смерти художника. 30 слайд Своим учителем его считали Э. Мане и П. Пикассо.

31 слайд

             Другой особенностью Ф. Гойи является то, что Хосе Ортега-и-Гассет назвал высоким «коэффициентом новизны». Есть художники, которые, открыв что-то новое в искусстве, найдя свой стиль, стараются придерживаться его всю жизнь. Это не относится к Ф. Гойе – он разнообразен и по темам, и по стилям.

            Уже  будучи старцем, художник на стенах своего дома писал «Чёрные картины». 32 слайд На одной из картин, созданных за год до смерти в 1827 году, изображён седой старик, идущий из тьмы к свету. Озаглавлен рисунок так: «Я всё ещё учусь». Это не автобиографический портрет, а скорее символ ищущего несокрушимого духа художника.


 

Список использованных источников.

1. Гойя Ф.Х. "Капричос" Los "Caprichos": Сер. офортов на причудливые сюжеты: [Альбом]. - М.: ЦЕНТР РОЙ; ПАНАС, 1992. - 80 л.: ил. - Текст парал.: рус., англ.

2. Линник И.В. Гойя и Вольтер // Западноевропейская графика XIV-XX веков. - СПб., 1996. - Ч.1. - С.111-150.

3. Влияние сатирических образов Вольтера на творчество Ф. Гойи.

4. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. ст. Ершовой И.В., Смирновой М.Б.; Коммент. и указ. имен Володарский В.М. - М.: Республика, 1997. - 351 с.: ил. - Указ. имен: с.338-345. - Перевод: Velazques. Goya / Ortega y Gasset J.

5. Офорты Франсиско Гойи: Каталог / Гос. музей изобраз. искусств им. А.С.Пушкина; Кат. и ввод. ст. Лавровой О.И.; Пер. с исп. коммент. Гойи Малицкая К.М. - М.: Сов. художник, 1967. - 59 с.: ил. - (Сер. "Капричос").

6. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи / ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1986. - 215 с., [71] л. ил., цв. ил. - (Из истории мирового искусства). - Библиогр. в примеч.: с.189-215. - Указ. имен.: с.212-215.

7. Шикель Р. Мир Гойи, 1746-1828 / Пер. с англ. Бажановой Г. - М.: Терра, 1998. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с.187. - Указ.: с.189-192. - (Б-ка искусства).

8. Ш.Ричард Мир Гойи 1746-1828/Пер.с англ. Г.Бажановой-М:Терра-Книжный клуб,1998.-192с.:ил.

9. Рохас К. Долина павших: Роман / Карлос Рохас; Пер. с исп. Л.Синянской. - М.: Радуга, 1983. - 375 с.: ил. - Перевод изд.: El valle de los caidos / Carlos Rojas (Destino).

10. Силаев М.М. Эротоэхо: Стихотворения / Михаил М.Силаев; Ил. Ф.Гойи. - М.: Фолиум, 1993. - 32 с.: ил.

11. Иллюстрации Ф.Гойи.

12. Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания / Лион Фейхтвангер; Пер. с нем. Н.Касаткиной, И. Татариновой; Грав. Ф.Гойи. - М.: Правда, 1991. - 609, [15] с.: ил.

13. Фейхтвангер Л. Собрание сочинений: В 6 т.: Пер. с нем. / Лион Фейхтвангер; Редкол.: А.С.Дмитриев и др. - М.: Худож. лит., 1988-

14. Т.5. Гойя, или Тяжкий путь познания: Роман / Пер. Н.Касаткиной, И.Татариновой, Коммент. Д.Прицкера. - 1990. - 523, [2] с.

15. Шнайдер М. Франсиско Гойя: Пер. с нем. / Общ. ред., послесл. и примеч. Ф.В.Заничева. - М.: Искусство, 1988. - 284,[2] с.: [39] л. ил., цв. ил.: портр. - (Сер. "Жизнь в искусстве").

16. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств: Пер. с англ. - СПб.: Икар, 1996. - 512 с.: ил.

Гойя, с.354-356: ил.

Hosted by uCoz